Цель данной статьи – познакомить с тренировочными упражнениями, обеспечивающими прочное запоминание омонимов – слов, тождественных друг другу по звучанию или написанию и при этом различающихся по лексической или грамматической семантике.
Омонимия представляет собой определенную помеху в процессе коммуникации. Часто слушающий оказывается в затруднении: какое из нескольких разных значений, выражаемых данной языковой формой, следует выбрать для правильного понимания сообщения. Затруднения могут возникать не только у слушающего, но и у говорящего, который в целях оптимизации общения стремиться строить высказывание так, чтобы оно могло быть понято однозначно. И говорящий, и слушающий в равной мере заинтересованы в речевой коммуникации и поэтому они «вступают в рефлексивную игру», где каждая из сторон стремится помочь друг другу.
Наиболее широкое распространение в английском языке имеют чисто грамматические фонетико-графические омонимы. Они не вызывают трудностей в процессе овладения иностранным языком, поскольку различаются лишь грамматическими значениями при общности лексических значений и тождестве фонетической и грамматической формы.
Представим некоторые из них:
help n (помощь) – help v (помогать)
wish n (желание, пожелание) – wish v (желать)
love n (любовь) – love v (любить).
Есть лексико-грамматические фонетико-графические омонимы. Среди них:
(the) second (второй) – second n (секунда)
present n (подарок) – present adj (присутствующий, настоящий)
И чисто лексические фонетико-графические омонимы:
ring n (звон, звонок) – ring n (кольцо)
(Julie) Fox n (фамилия) – fox n (лиса)
(Mrs.) Sweet n (фамилия) – sweet n (конфета).
Упражнения на омографы:
1) Направленное аудирование, т.е. аудирование на узнавание конкретных слов. После прослушивания пары предложений, содержащих омографы, предложить учащимся назвать и перевести слова, которые произносятся по-разному, но пишутся одинаково:
— She gave me milk in a can. – You can also visit Regent’s Park, where you will find London Zoo.
— I want a present, too. – Present your advert to your classmates.
2) Тренировка вероятностного прогнозирования – составить с написанными на доске (на карточка) словами возможные словосочетания или предложения: present, use, close, can.
3) Перевод словосочетаний и предложений с русского языка на английский:
(close) закрыть окно (дверь) – близкие родственники (друзья)
(use) пользоваться словарем – быть (бес)полезным
(can) (жестяная) банка супа – Он умеет применять правила грамматики.
(present) представить проект – получать подарки – подарить велосипед (и др.).
4) Показать разницу в произношении слов:
present (n) – present (v), close (adj.) – close (v), use (n) – use (v), can (n) – can (mod v).
Упражнения на омофоны:
1) Вставить пропущенные буквы в словах:
w…ther (погода) – w…ther (ли)
he…(здесь, тут) – he…(слышать)
s…n (солнце) – s…n (сын)
t…(два) – t…(тоже, слишком)
m…t (встречаться) – m…t(мясо)
2) Упражнение на обогащение активного словарного запаса учащихся. Для этого добавить наибольшее количество слов, связанных по смыслу с омонимом. Например:
last week (next week, two weeks ago, the first week of the month…)
weak tea (weak coffee, a weak boy/girl…)
a nice present (a useful present, to get a present, to give a present…)
to present a project (to present an advert/ a firm/ a company/ some information…)
3) Подобрать к данным словам омофоны:
meet — …, sea — …, sew — …, by — …, there — …, witch — …, pear — …, tale — … и т.д.
4) Упражнение в форме игры – расставить буквы так, чтобы получились омофоны:
r h i e t – t e r h e (their – there)
l a t i – a t e l (tail – tale)
t i w a – g w h e t i (wait – weight)
r e w i t – t g i r h (write – right)
Материалы данной статьи помогут в работе над ознакомлением учащихся с омонимами, их запоминанием, активизацией и систематизацией достаточного большого объема омонимичных слов, а также будут полезны при составлении заданий и упражнений.
Оставить комментарий